Работа и образование

Работа

5 главных признаков работы начала XXI века

29.12.2009

5 главных признаков работы начала XXI века

Какими изменениями обзнаменовались двухтысячные на работе? Газета "Труд" представила пять принципиальных вещей и явлений, которые в корне изменили работу за последние годы.

Мобильный телефон

Мобильный телефон превратился из роскоши в средство контроля сотрудника работодателем. Во многих компаниях работникам запрещено отключать телефон ночью или во время отпуска — за это им грозят депремированием, а то и увольнением. Сложно представить себе такую ситуацию в конце 90-х — начале 2000-х. К 2009 году она стала реальностью.

Предоставление корпоративной SIM-карты для работников стало важным пунктом соцпакета: если работодатель оплачивает твои расходы на связь, значит, компания ценит тебя, уважает и заботится.

Высшее образование

С 2000 года количество студентов вузов увеличилось с 4,7 млн. до 7,5 млн. человек в год. При этом заканчивают вуз сегодня не более 2 млн. человек ежегодно.

Получать высшее образование стало модно и доступно. За десять лет почти в три раза увеличилось количество студентов, обучающихся в негосударственных вузах, — с 470 тысяч до 1,2 млн. Стоит удовольствие не очень дорого, а диплом все равно государственного образца.

В стране установилось рекордное соотношение: на двух выпускников школ приходится одно бюджетное место. Поступить в вуз стало гораздо проще, поэтому получать высшее образование ринулись не только школьники, но и взрослые люди.

В каждом небольшом городе есть свои отделения, учиться в них можно за 10–20 тысяч рублей за семестр.

Офисное рабство

Изменились взгляды на то, каким должен быть офис. Из полуподвальных комнат в особняках в центре города и советских зданий офисы переместились в бизнес-центры из стекла и бетона. Кабинеты сменились большими открытыми помещениями — концепция open space; сотрудники привыкли быть на виду и переговариваться друг с другом из-за перегородок.

Компании, имеющие отношение к дизайну и новым технологиям, решаются на отделку, максимально отличающуюся от определения «ненавязчивый дизайн». Это яркий петербургский офис «Гугл», где можно лавировать на самокате меж разноцветных кругов, нарисованных на полу, черно-красное пространство BBDO, пестрый офис Артемия Лебедева с красной телефонной будкой и старыми печатными машинками — фотографии этих интерьеров с завистью рассматривают сотрудники остальных компаний. И, разумеется, мечтают о чем-то подобном.

Появление в нашей жизни офисов вызвало и появление термина «офисное рабство», когда жизнь сотрудника сводится к сидению за компьютером, а любые передвижения внутри здания строго регламентированы временем и начальником. Вы не работаете в офисе, вы в нем живете.

Еще одна тенденция, связанная с офисами: с 2004 года в крупных городах начали выводить старые заводы из исторического центра, а на их месте строить бизнес-центры. Многие россияне сегодня работают в бывших ангарах или цехах.

Зарплата на карточках

С начала 2000-х годов работодатели перестали платить своим сотрудникам наличными и начали перечислять зарплату на карточки.

При этом многие как огня боялись банковских карт, плохо понимали, что с ними делать, теряли ПИН-коды, сами карты, становились жертвами мошенников.

В дни зарплат очереди в крупных компаниях выстраивались уже не у касс бухгалтерии, а у банкоматов.

В середине десятилетия на банковские карты начали переводить и студенческие стипендии. Студенты легче адаптировались к новой технологии, чем взрослые, многие из которых до сих пор стараются, как только деньги приходят на зарплатную карту, обналичить их.

Бренд

Компании стали обзаводиться корпоративными символикой и цветами. Цвет стал важным элементом пиара, и теперь на то, чтобы «перекрасить» бренд, предприятия стали тратить сотни тысяч.

«Евросеть» узурпировала желтый, Сбербанк и «МегаФон» поделили зеленый, МТС стала ассоциироваться с яйцом на красном фоне, а «Билайн» — с пчелиной полосатостью. Аптеки выбирали голубой и зеленый, банки — спокойные синий и белый, магазины по продаже бытовой техники полюбили красный.

Сотрудников, стоящих за прилавками, одели в корпоративные цвета; те, кто не мог или не хотел изготавливать целые комплекты одежды, ограничились шарфиками. Стало принято выпускать пакеты, ручки, блокноты с корпоративной символикой, дарить игрушки с соответствующей эмблемой и ставить свой логотип даже на воздушные шары.



Полезно знать | Секреты успеха | Интересные статьи | Публикации
23 ноября, четверг